Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Гусарский Клуб Гусарская форма
На главную

П. Ф. Космолинский

Гусары Елизаветы Петровны

1741-1762 гг.

Посвящается Юрию Борисовичу Шмарову — последнему русскому гусару.

История гусар началась в XV веке в Венгрии. В 1453 году пал Константинополь. Перестала существовать Византия — многовековой щит христианской Европы от мусульманского Востока. Нападения турок на южные границы Венгрии вынудили недавно вступившего на престол пятнадцатилетнего короля Матиаша Корвина (1443-1490, на престоле с 1458 г.) создать особое ополчение для их защиты. В составе этого ополчения находились легкоконные отряды дворян по 20-25 человек, сопровождавшихся конными же оруженосцами и слугами. Организованы они были, видимо, наподобие незадолго перед тем созданных во Франции ордонансовых рот. Дворяне эти, одетые в свои яркие национальные костюмы получили название гусар — «хуc» — двадцать, «ар» — окончание, указывающее на принадлежность к чему-либо, т.е. «один из двадцатки». Военная энциклопедия (Сытина) дает несколько другую расшифровку этого слова, где «ар» переводится как «подать», т.е. в ополчение выставлялся каждый двадцатый дворянин в полном снаряжении и вооружении. Эта же версия повторена и во всех существующих советских справочниках, но венгерские источники ее не подтверждают.

Действия гусар на протяжении столетий были столь успешны, что этот род кавалерии стал возникать и в армиях других государств. С середины 30-х годов XVII века гусары появляются и в военной организации Русского государства, заимствовавшей их из Польши. Русские гусары, как и польские, для защиты от холодного и огнестрельного оружия носили легкие панцири, наручи и шишаки. Одежда их была венгерского или польского покроя. В отличие же от польских «крылатых» гусар — русские крыльев не носили.

Содержание наемных гусарских отрядов дорого обходилось государству и к концу XVII века их в России насчитывалось всего три роты. В начале Северной войны остатки гусар были включены в состав сводного копейно-рейтарско-гусарского полка стольника и полковника Якова Челищева и в 1701 году действовали в районе Печорского монастыря «для сбережения Псковского уезду уездных крестьян». Затем они были переформированы в гарнизонный драгунский полк. Царь Петр считал драгун универсальной конницей.

События Северной войны поколебали это мнение, и 20 апреля 1707 года в городе Жолкве (ныне г. Нестеров) был подписан указ о формировании из сербов, валахов и молдован легкоконной команды из 300 человек при восьми офицерах. Командовал ими выходец из Сербии полковник Апостол Кичич. Она получила название Волошской хоронгви.

Во время войны с Турцией в 1711 году число гусар в русских войсках увеличилось до 6 полков (волошских) и 2 хоронгвей (Сербской и Польской). Но после неудачи Прутского похода они вновь были распущены, оставались только три команды по 500 человек, названные полками Апостола Кичича, Василия Танского и Сербина. После Ништатского мира в 1721 году упразднены и последние гусарские полки, оказавшие мало пользы в Шведскую войну. Главными причинами расформирования гусар были дороговизна их содержания, наемный характер формирования и, как следствие — равнодушие к интересам государства, а также буйства, недисциплинированность и беспорядки.

Гусар слободского гусарского полка (1756-61)
Однако в 1723 году Петр I именным указом майору Ивану Альбанезову повелел начать формирование Сербского гусарского полка. К январю 1725 года в полку числилось 380 человек, а к началу русско-турецкой войны 1735-1739 годов — около 800, разделенных на четыре роты. Распоряжений об одежде и вооружении Сербских гусар не последовало.

14 октября 1741 года, еще в правление принцессы Анны Леопольдовны Брауншвейг-Люнебургской, состоялся высочайший указ — о сформировании 4-х гусарских полков — Сербского, Венгерского, Молдавского и Грузинского, по 10 рот каждый. На их формирование поступили уже существовавшие четыре роты и выходцы тех национальностей, имена которых были даны полкам. Каждому гусару был отведен участок земли и положено жалование 38 руб. 94 коп. в год, на покупку вооружения, одежды и лошади.

Окончательно оформлены гусарские полки были только в царствование дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны. Устройство, обмундирование и вооружение гусарских полков были заимствованы из Австрии, где даже и большая часть вещей для них и заготавливались.

Русские гусары 1756-62 (Р. Кнотель)
Количество гусарских полков было значительно увеличено, так полевых полков 10-и ротного состава стало восемь: Сербский, Венгерский, Молдавский, Грузинский, Слободской (1757 г.), Желтый (1759 г.), Македонский (1759 г.) и Болгарский (1759 г.); поселенных полков 20-ти ротного состава четыре: Хорвата (1751 г.), Новосербский (1751 г.), Шевича (1753 г.), Прерадовича (1753 г.).

Обмундирование русских гусар во времена Елизаветы Петровны было следующим:

МЕНТИЯ или короткий суконный кафтан, длиною примерно до середины ягодиц. Грудь ментии украшалась восемью рядами двойных шнуров. В альбоме «А. В. Суворов» (10) на стр. 59 рис.52 изображен офицер Грузинского гусарского полка с 10-го рядами шнуров на мундире. Так же 10 рядов шнуров и на рисунке 99 в книге датского художника униформолога Канника (19), где изображен гусар Желтого (в подписи ошибочно — «Молдавского») полка, Второй случай совсем не показателен, а вот с альбомом дело обстоит серьезнее. Дело в том, что репродукция сделана, якобы, с рисунка неизвестного художника XVIII века! Спорить вроде бы сложно — даже «Историческое описание...» А. В. Висковатова составлялось всего лишь в середине XIX века. Однако стиль изображений явно не соответствует стилю рисунков ХVIII века, а скорее ближе к концу XIX — началу XX вв. Для примера можно сравнить с рисунками Х.-Г. Гейслера в этом же альбоме на стр.72, действительно XVIII в. Еще более убеждает в этом сравнение с рисунками Рихарда Кнотеля. Бросается в глаза идентичность изображений гусара Слободского полка (рис.47, стр.58 «альбома»).

Думается, что рисунки из «альбома» более поздняя перерисовка именно с Кнотеля, с небольшими изменениями в деталях и позах, причем и допущены неточности, так как у Кнотеля все соответствует «Историческому описанию...». Впрочем, отступления от регламента вполне возможны и допустимы, хотя и не должны являться образцом и правилом.


Униформа гусарских полков русской армии 1741-1763 гг.

1 — шапка (кивер), колпак; 2 — мешок кивера, лопасть колпака; 3 — шнуры кивера, галун лопасти; 4 — дулам; 5 — воротник дулама (большинство источников); 5а — воротник дулама (по Цвиркуну); 6 — обшлага дулама (большинство источников); 6а — обшлага дулама (по Цвиркуну); 7 — галун вортника дулама (по верхнему и боковому краю); 8 — галун и шнуры дулама; 9 — галун обшлагов дулама (по верхнему краю); 10 — ментия; 11 — опушка ментии; 12 — галун и шнуры ментии, ментишкет; 13 — кушак; 14 — гомбы кушака; 15 — чакширы; 16 — цифровка чакшир; 17 — сапоги; 18 — ташка, чапрак; 19 — обшивка ташки, чапрака; 20 — пуговицы

Расшивка ментии
Пуговицы на шнурах ментии располагались в 4 ряда, что прослеживается на большинстве рисунков (два ряда по каждому борту ментии), только на ментии Желтого гусара у Висковатова (рис. 334) три ряда пуговиц. В описании ментии Висковатов приводит пуговицы двух металлов — медные и оловянные, однако в росписи по полкам металлический прибор везде дан желтый.

Так как роспись дана только для полевых полков, можно предположить белый металлический прибор для поселенных полков, что, впрочем, чистая фантазия, основанная на правилах позднейших эпох, и единство цвета пуговиц у нижних чинов вовсе не наблюдалось, в то время как у офицеров постоянно присутствовало золочение.

Рукава и спина ментии имели расшивку галуном или шнуром того же цвета, что и шнуры на груди. Расшивка спины видна на рис. 330 «Исторического описания...» и повторена на рисунке Кнотеля. П. С. Жалнин в своей статье (9) расшивку по задним швам не показывает (рис. 2-2), нет ее и в схемах В. В. Звегинцова (8). Несколько по-разному в различных полках показан у Висковатова рисунок расшивки шнуром по обшлагам ментии. Видимо, единство в данном вопросе не преследовалось. Опушка ментии у нижних чинов делалась из черной овчины, а у офицеров из серой смушки (в альбоме «А. В. Суворов», рис. 32 — коричневая?). В Желтом и Македонском полках, а также, вероятно, и Грузинском, опушка офицерских ментий делалась из лисьего меха.

Дулам
Надевалась ментия в рукава только в холодную погоду (возможно и бою, как это известно о гусарах по французским источникам — для дополнительной защиты от сабельных ударов), в остальное время ее носили на левом плече. В таком положении ментия удерживалась с помощью пришитых к ее верхним концам шнуров (ментишкетов), которые могли украшаться кистями.

ДУЛАМ (долман) или суконный камзол, или собственно мундир, украшенный шнурами (восемь двойных рядов) и пуговицами (пять рядов). Застегивался плотно от шеи до пояса. Невысокий стоячий воротник и обшлага в большинстве источников показываются одного цвета с дуламом.

Кушак
КУШАК или пояс состоял из гарусных шнуров с перехватами. В полках, носивших меховые кивера, пояса были из черных шнуров с перехватами по цвету дулама. В Слободском, Желтом и Македонском — кушак по цвету ментии с перехватами по цвету шнуров ментии, а в Болгарском пояса были одного цвета со шнурами дулама и ментии, а перехваты цвета самих дулама и ментии (Звегинцев, Жалнин пояса Желтого полка показывают черного цвета, что противоречит Висковатову). У офицерских кушаков перехваты делались по цвету металлического прибора. На пресловутом рисунке 52 из альбома «А. В. Суворов» кушак у офицера красный, что не согласуется ни с одним другим источником.

«Венгерский узел» на чакчирах
ЧАКШИРЫ или узкие суконные штаны украшались узором из шнура во всех полках, судя по известным изображениям, одинакового рисунка.

ГАЛСТУК черный у всех чинов.

САПОГИ короткие. У нижних чинов черные; у офицеров желтые, возможно, обшитые по верхнему краю золотым или серебряным галуном. Шпоры у нижних чинов железные, черные, наглухо прикреплялись к каблукам. Офицерские шпоры медные, позолоченные.

ШАПКА или кивер в полевых полках Сербском. Венгерском, Грузинском и Молдавском и в поселенных Новосербском и Хорвата были смушковые, черные (серый или рыжий мех офицерских ментий на цвет кивера не влиял, как можно видеть на примере австрийских гусар, однако можно предположить, что среди офицеров были в ходу и лисьи шапки, как более дорогие и красивые) с суконным, закидным на бок верхом, похожие на позднейшие казачьи, с двумя на длинных шнурах кистями. У рядовых шнуры и кисти по цвету шнуров на ментии, у офицеров и унтер-офицеров — по цвету пуговиц. В полках сформированных после 1757 года головной убор был другого вида — валяный КОЛПАК (мирлитон), с плоским верхом и откидною на правой стороне лопастью, украшенной внизу гарусною кистью (у рядовых). Офицерские колпаки имели узорчатую обшивку и кисть золотые. Колпаки и их лопасти Висковатовым описаны одного цвета: в Слободском полку — белые, а в Желтом — желтые. Но на портрете полковника Желтого полка, хранящегося в ГИМе, кивер изображен черный, не меховой, с желтой лопастью и золотыми украшениями. В Македонском и Болгарском гусарских полках так же черные кивера с лопастями: в первом — красной, во втором — белой (Цвиркун — ЦГВИА). Проследить закономерность в данной ситуации сложно.

ПАНТАЛЕР для карабина делался из черной кожи с железным крюком и носился только рядовыми гусарами, через левое плечо. Его ширина 2,25 вершка (10 см). Патронная ЛЯДУНКА из черной яловичной кожи без украшений, размером почти с пехотный подсумок, для рядовых, для унтер-офицеров несколько меньшего размера — носилась через правое плечо на черной ПЕРЕВЯЗИ, шириною в один вершок (4,5 см). Пряжки на плечах, характерные для амуниции эпохи Елизаветы Петровны, у гусар на рисунках не просматриваются, хотя, возможно, эти вещи делались подобными драгунским, но с пряжками и запряжниками (металлическими) располагавшимися на спине, то есть несколько ниже.

ПАСАК (портупея) — с пасами для сабли (или палаша) и ташки, также черной кожи, шириной около 0,75 вершка (3,5 см). Портупея надевалась под кушак. Пасы для ташки были короче, чем в позднейшие времена, так что нижний край ташки едва доходил до колена. Кольца, пряжки, запряжники и наконечники пасов — медные.

ЕПАНЧА — суконная, длиной до половины икр. У офицеров подбивалась мехом и украшалась золотыми цепочками и бляхами.

Ташка
ТАШКА покроем и формой практически не отличалась от более поздних образцов, делалась из черной кожи. Верх ташки обшивался сукном по цвету ментии и украшался по краям тесьмою, а по середине императорским вензелем, у нижших чинов по цвету шнуров ментии, а у офицеров по металлическому прибору. Исключение — Болгарский полк.

ЧАПРАК по описанию в серьезных источниках не известен, но поскольку говорится об австрийских образцах для униформы русских гусар, закономерно предположить, что и покрой чапраков соответствовал австрийским (18), т.е. выглядел как позднейшие гусарские вальтрапы. Висковатов прямо говорит: «.... длинный чапрак, по образцу нынешних гусарских вальтрапов». Чапрак, видимо покрывал седло, ольстры и епанчу. Из описания цвета чапраков Слободского, Македонского и Болгарского полков, можно сделать вывод, что и в остальных полках они имели ту же расцветку, что и ташки этих полков — поле по цвету ментии и обшивку по цвету её шнуров. Имели ли чапраки вензеля в задних углах, сказать трудно. Думается, что и у гусар действовал принцип, принятый в других видах русский кавалерии, где нижним чинам вензеля на чапраках не полагались. Офицерские чапраки, видимо, имели и вензеля и выкладки золотым галуном по чину — обер-офицерам один ряд шириной в 1 вершок, а штаб-офицерам — по краю чапрака галун в 0,5 вершка и, отступив полвершка, второй широкий, в 1 вершок. Были ли эти обшивки и галуны ровными или нашивались «городками» (зубцами) — не известно (у австрийцев они нашивались волнистыми линиями). Чапраки, изображенные в книге Функенов (16), по виду и цвету соответствуют нашим выводам — вензелей нет, обшивка городками; но этот источник — слабая поддержка. Жалнин в своей статье дает чапрак голштинского образца, с чушками. Чапраки с чушками сделал у своих «нюрнбергских» Фигурок И. П. Коновальчук. Однако, по моему мнению — это маловероятно.

ПРИЧЕСКА русских гусар традиционная для гусар XVIII века — локоны у висков, непудренные, заплетены в короткую косу, усы. У Висковатова эта прическа показана как для рядовых, так и для офицеров, впрочем последние могли, наверное, носить и пудренные волосы с длинной, оплетенной черной лентой, косой, как в других частях армии (так носили австрийские гусарские офицеры). Исключение из этих правил было в Слободском полку, сформированном из слободских (острогожских, харьковских, изюмских, ахтырских и сумских) казаков, где рядовые гусары продолжали носить характерный для малороссийских казаков «оселедец», т.е. брили голову, оставляя только на одной стороне длинный локон или чуприну, который по большей части закидывали или заматывали за ухо.

О ТРУБАЧАХ и ЛИТАВРЩИКАХ гусарских полков сведения очень скудны. Первые полагались по 1-му на роту, а вторые — по 1-му на полк. По Висковатову, отличия в мундире от рядовых эаключались только в крыльцах на плечах и нашивках из разноцветного галуна (в каких местах — не сказано, видимо, вместо расшивок галуном по дуламу и ментии у остальных чинов полка, возможен золотой галун по воротнику и обшлагам дулама, т.е. унтер-офицерские отличия, как видим у драгун и др.). В австрийской и некоторых других армиях Европы того периода (например во Франции) гусарские трубачи резко отличались в униформе от остальных-чинов полка, подчеркивая этим их не «венгерское» происхождение (трубачи и др. музыканты нанимались в основном, из немцев). Так вместо ментии на дулам не накидывался, а одевался в рукава обшитый галунами кафтан (мундир) с широкими обшлагами общеармейского образца (цветов, возможно, ментии) без шнуров, а голову вместо кивера покрывала треуголка. Чапрак драгунского образца, короткий, с чушками. Вероятно, такое возможно было и в русской армии, где очень многое, в XVIII веке, вплоть до царствования Павла I, зависило от «произвола полковников». Трубы и литавры изготовлялись из меди: первые со шнурами и кистями, а последние с камчатыми завесами, по образцу полагавшихся в прочих полках кавалерии, но менее их и легче. Завесы к литаврам имели цвет полкового знамени, украшались золотым с шелком шитьем, золотым галуном и такою же бахромой.

КОНСКИЙ УБОР составляли: седло, с двумя ольстрами, бушматом, стременами и прочими принадлежностями, сарсам, или украшение в виде кистей, сплетенные из весьма тонких кожаных ремней и прикреплявшихся к оголовью, наперстям и пахвам (по австрийским источникам (18) и Функенам (16) сарсамами украшались только офицерские лошади, однако, согласно Висковатову, при Екатерине II сарсамы в уборе лошадей гусарских полков присутствуют и у нижних чинов).

ЗНАМЕНА. Висковатов пишет, что сведений о гусарских знаменах не сохранилось, однако более поздний исследователь этой темы, полковник Генерального шатаба Н. Г. Николаев (12), в своем труде приводит некоторые любопытные детали. Он пишет, что сразу после учреждения гусарских полков, 15 октября 1741 года они стали получать знамена, которые полагались на каждую роту. Знамя было легкое, разрезное, с длинными хвостами «по гусарскому обыкновению». Срок их службы был 10 лет. Перевязи к ним корнеты изготовляли за свой счет и меняли их по усмотрению командира. Одно из знамен (полковое) полагалось белое, с государственным гербом, а остальным ротам цветные, с императорским вензелем. Известно, что в Грузинском полку ротные знамена были красного цвета, а в Венгерском (цвет не указан) вензель на знаменах был еще Анны Иоанновны. Хочется предположить, что полотнище знамени было подобно кирасирскому штандарту, но несколько большего размера, а «хвосты» относились к полотнищу, как 2:1, нечто вроде хоругвей, данных Терскому и Гребенскому войскам в 1774 году. Размеры этих хоругвей: терские — по древку 1 аршин 3 вершка (85 см), длина — 3 аршина 4 вершка (231 см), а гребенские —1 аршин х 3 аршина (0,71 м х 2,13 м). Некоторые сведения по Молдавскому полку сообщил в письме В. И. Цвиркун. Привожу их полностью: «Большое знамя лазоревое с булавою медною вызолоченною... На нем быть написанному кресту, а в стороне двоеглавый орел, под ногами орла черт земли Молдавской (изображение головы быка, меж рогов которого пятиконечная звезда, голова золотая, звезда серебряная, помещена в щите на красном поле). Другое знамя полковое — красное, с копьем медным вызолоченным и на копье быть двоеглавому орлу. На том знамени написаны св. Константин и Елена с крестом, с другой стороны герб земли Молдавской. А быть знамени вызолоченному с бахромою золотою. Знаменам ротным быть белым с написанными на них св. Георгием с крестом«. (Письмо от 13.07. 1985 г.) К сожалению, воспроизвести эти описания пока не предоставляется возможным.

ВООРУЖЕНИЕ. Нижние чины гусарских полков вооружались палашами, а по большей части длинными саблями, имевшими ножны, оправленные железом и прикрепленными к ним двумя кольцами, для подвески к поясу или пасаку. Сабли офицеров имели вызолоченные эфес и оправу ножен. В «Сценической технике и технологии» (14) дано такое описание гусарских сабель для офицеров и рядовых 1743-1761 гг.: «Клинок стальной однолезвенный, изогнутый. Гриф рукояти деревянный, обтянутый черной кожей и обвитый медной золоченой проволокой. Оправа рукояти (спинка с наболдашником, дужка и крестовина) на офицерской сабле медная, на солдатской — железная, черненая.

Ножны деревянные, обтянутые цветной кожей. Оправа ножен на офицерской сабле — медная, золоченая, прорезная, на солдатской — железная, черненая». На рисунке приведены основные размеры. В книге Денисовой (7) описана офицерская гусарская сабля: «Клинок средней кривизны, с широким долом, на конце обоюдоострый; на обухе надпись «Тула 1758 г.». С одной стороны клинка, ближе к пяте, гравировано изображение двуглавого орла под короной, с другой вензель Елизаветы Петровны. Эфес медный, золоченый, крестовина с перекрестьем, переходящие в дужку под прямым углом. Черен деревянный, рубчатый, обтянут черной кожей и обвит медной крученой проволокой; на черене отверстие для темляка (В источниках нигде не упоминаются темляки для елизаветинских кавалеристов, кроме офицерских. У гусар их нет даже для офицеров. Но поскольку темляк — вещь функциональная, он должен был употребляться всеми чинами кавалерии. Отсутствие сведений о них объясняется тем, что полагались они не от казны, а за свой счет. — П. К.)

Гребень, или гриф, черный медный, переходящий в наболдашник в виде львиной головы. Ножны деревянные, обтянутые черной кожей; устье обоймицы и наконечник чеканные, прорезные, орнамент в стиле рококо; у ножен два медных кольца для портупеи... Размеры: общая длина 103 см, длина клинка 95 см, ширина 3,5 см, кривизна 7/42".

Гусарский карабин со штыком, полагался только рядовым гусарам. Ствол белого железа, кремневый замок белого железа. Ложа ореховая темная. Прибор: спусковая скоба с обоймицами, обоймица, оковка, цевья — медные. Диаметр ствола 20 мм. Погонный ремень (панталер) прикреплялся за погонную скобу. Штык подобен фузейному, но короче (345 мм), как у офицерской фузеи (14).

В конном строю всем чинам полка, кроме литаврщика, полагалась пара пистолетов, носимых в ольстрах у передней луки седла, под чапраком. Офицерский пистолет, 1743-1761гг. — ствол и кремневый замок белого железа, ложа ореховая полированная темная, прибор: спусковая скоба, затыльник, шомпольные гнезда, замочная пластинка с левой стороны пистолета — медные, золоченые; на шейке рукоятки — овальный медальон с вензелем Елизаветы Петровны, штампованный; шомпол белого железа. (14).

Пистолеты солдатские имели ложу из крашеной березы, темную, весь металл, по большей части белого железа. Спусковая скоба иногда бывала медная. Шомпол железный, иногда заменялся деревянным. (14). В книге Денисовой (7) описаны два пистолета тульской работы 1735 и 1749 гг. Описания их в общих чертах схожи, но есть и различия: ствол круглый, железный, в казенной части обработан двумя фигурными поясками. Хвостовая лопасть к концу расширяется, и на ней сделана прицельная прорезь. На дульном конце ствола припаяна медная мушка. У первого пистолета замок ударно-кремневый, с железной полкой. Ложа ореховая, цевье фигурное с двумя медными фигурными обоймицами для шомпола. На верхней части рукояти врезана медная пластинка с вензелем Анны Иоанновны. Наконечник рукояти медный, с двумя длинными косицами, концы которых загнуты и забиты в рукоять. Спусковая скоба медная, фигурная.

Ствол прикреплен к рукояти хвостовым шурупом, проходящим через отверчтие в лопасти, и двумя шпильками, проходящими через приваренные к стволу кольца и цевье. Калибр 18 мм, длина ствола 37,2 см, длина общая 55,7 см. У второго пистолета — замок ударно-кремневый, с предохранителем в виде крючка, зацепляющегося за специальный вырез в основании курка, и железной полкой. Ложа березовая, с овальной в сечении рукоятью и фигурным цевьем, доходящим до обреза ствола, перед концом цевье оковано медной пластинкой. В цевье сделан вырез и прикреплена железная обоймица для шомпола. Спусковая скоба железная. Шомпол на конце окован железом. Калибр 18 мм, длина ствола 37 см, длина общая 53 см.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бегунова А. И. Гусары в России. Из истории русской кавалерии. Коневодство и конный спорт. 1981, №12.
  2. Бегунова А. И., Космолинский П. Ф. От войны Северной до войны Семилетней. Советский музей. 1988, № 4.
  3. Васильев А. А., Космолинский П. Ф. Сабля, ташка, конь гусарский... (рукопись). 1985. Москва.
  4. Висковатов А. З. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению. (Изд. 2-е), чч. 2, 3, 6. Спб., 1899.
  5. Военный энциклопедический словарь. М., Воениздат, 1983.
  6. Военная энциклопедия. Спб., изд. Сытина, 1911. тт. VIII, XIII.
  7. Денисова М. М., Портнов М.Э., Денисов Е.Н. Русское оружие XII - XIX вв. М., Госкультпросветиздат, 1953.
  8. Звегинцов В. В. русская армия. Ч. 1-я, 1700-1762 гг. Париж, 1967.
  9. Жалнин П. С. Форменный костюм в спектакле. Форма гусарских полков (технология театрального производства). Сценическая техника и технология. 1981, №6.
  10. Меерович Г. М. А. В. Суворов. Альбом. М., Изобразительное искусство, 1986.
  11. Митяев А. В. Ветры Куликова поля. (Рисунки Р.Кнетеля). М., Детская литература, 1984.
  12. Николаев Н. Г. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. Т. 2-й. Спб., 1899 г.
  13. Рабинович М. Д. Полки петровской армии. 1698-1725. Краткий справочник. М., Советская Россия, 1977.
  14. Русское оружие XVIII века. Сценическая техника и технология.. 1977.№1.
  15. Цвиркун В. И. Гусары в русском войске XVII-XVIII веков. (рукопись). 1985. Кишинев.
  16. Liliane Funcken and Fred Funcken. Historische Uniformen. 18. Jahrhundert. Munchen. 1978.
  17. Das Heer der Maria Theresias. Wien 1973.
  18. Teuben, Ottenfeuld. DIE OSTERREICH ARMEE 1700 - 1867. Wien 1895.
  19. Preben Kannik. Uniformen in Farben. Berlin. 1967.
  20. ВИК – 4. Москва 1988
    Перепечатка с сайта «Семилетняя война»


    Истоpический музей:
    [Индекс] [Новости] [Кто такие гусаpы?] [Мундиpы] [Галерея славы] [Гусары в войнах] [Гусары в искусстве] [Ссылки] [Контакты]

    Наверх


    Реклама в Интернет