Реклама в Интернет |
Все Кулички |
Волшебный фонарь. Успехи христианских богов. Выказанный ими ум и счастливые последствия от сего. |
"О ангелы, чья доблестная рать, Во исполненье воли Константина, Мне помогла Олимп завоевать, Поставьте здесь престол для властелина! Юпитера величественный храм Отныне станет отделеньем рая. Во избежанье скуки, здесь и там Мы будем жить, забот уже не зная. Соперники надеются вотще На помощь, на успехи вообще. Своей победой наслаждайтесь смело, В предчувствии великого удела. Во тьму времен я властен проникать. Вы заглянуть в грядущее хотите, Провидцами желаете ли стать? Приблизьтесь же, на землю посмотрите: Намерен я завесу приподнять". Глаголал так бог христиан, воссевши На облако в величии своем, Языческим Олимпом завладевши, И глас его зарокотал как гром; Послышалось три разных тона в нем Грядущее увидеть всем охота, И ангелы слетаются без счета, И взор на землю каждый устремил. Промолвил бог: "Архангел Гавриил, Твой чистый глас находят все приятным; Желаю я, чтоб всем ты объяснил То, что тебе покажется занятным. Как в зеркале, ты мир увидишь весь". Г а в р и и л Преемник Константина виден здесь И двор его с гурьбой попов строптивых, Лукавых, злых и льстивых - их не счесть. Творцы всех смут, они владык трусливых Используют неправедную месть. Страсть к богословью всеми овладела, Ни до чего другого нет им дела, На полках - фолиантов строй возник. Все заняты разбором, толкованьем, Подделкою или перевираньем Священных, хоть недостоверных книг. Где здравый смысл? Им все пренебрегают, И длится спор; а из полночных стран Вдруг варвары, как дикий ураган, Несметными ордами налетают, Империю они опустошают. Но для кого - спросите христиан - Ряды костров и виселиц готовы И плахи, и темницы и оковы? Для варваров? О нет, для ариан. Кровавое, слепое исступленье! Взгляните: нивы заросли травой... Любуйтесь на пожары, разрушенья, Насилия, убийства и разбой, Младенцев неповинных избиенья... Все это-из-за слова одного! Х р и с т о с Но для меня то слово много значит: Ведь еретик в нем ловко ересь прячет. С в. Г в е н о л и й Убейте всех! Х р и с т о с Несторий - каково? Пустился в спор и смело утверждает, Что по натуре я своей двояк; Об этом же, собрав толпу зевак, И вкривь и вкось Евтихий рассуждает. Пусть я двояк... Б о г - о т е ц Ну и галиматья! Х р и с т о с И в одного поверить нелегко им, А в двух-куда ж? Но тут бессилен я: Натура ведь у каждого своя. О д и н и з е п и с к о п о в Убьемте всех и совесть успокоим. Г а в р и и л Но вот опять там завязалась пря. Б о г - о т е ц О чем же речь? Каков предмет раздора? Г а в р и и л Опять Христос. Б о г - о т е ц Меж нами говоря, Мой сын, они поймут тебя нескоро: Неясен ты. Х р и с т о с А вас постичь легко? Б о г - о т е ц Озлобятся - скажу вам на ушко - Они вконец. Х р и с т о с Известно, что мы - тайна. Их любопытство дерзко чрезвычайно. Г а в р и и л Вас все-таки постичь они хотят. "Христос - в дарах!" - одни из них кричат. "Нет, он - на них!" - другие голосят. "Вокруг даров он!" - третьи говорят. "Вы врете все! - четвертые вопят, - Христос, вестимо, спрятан под дарами!" О д и н и з е п и с к о п о в Убейте всех, и спорам всем конец. Д у х с в я т о й Зачем же быть самим себе врагами? Ведь диспуты нам на руку, глупец! Оспаривать возможно убежденья Лишь силою, и мучеников рать Досуг людей поможет нам занять. Пусть Библии исследуют реченья, В их тайный смысл вникая наобум, Чтоб изощрять свой любопытный ум. Исчезните, о римские писаки, Прочь с наших глаз, о греки-пачкуны! Хоть молодежь любила ваши враки, Но Библией они превзойдены. У ног моих - премудрость вся людская. Один я мудр, и нет меня мудрей. Ливанский кедр я, выше и стройней, Чем жалкая былинка полевая. Извилистый и скромный ручеек Течет привольно; быстрый же поток Несется, ручейки все поглощая. Ночь кончилась; горят лучи зари. Погасните, о свечи, фонари И факелы! Ваш слабый свет затмило Сияние взошедшего светила! Х р и с т о с О Дух святой! У вас ума палата, Да толку что? Любитель громких фраз, Вы без конца впадаете в экстаз, Но речь пуста, хотя витиевата. Любую околесицу - в псалом! Чужд суесловью настоящий разум, Он ясностью силен, а не экстазом, Ни капли нет напыщенности в нем. Г а в р и и л Взгляните же, с какою быстротою Растет монахов жадная орда! В Египте, даже в Азии порою Она плетет интриги без стыда. С короною клобук объединился, И в Грецию, и в Галлию пустился. В Италии, в Испании могуч, То нагл и смел, законы он диктует; То трусоват и робок, но живуч, Везде проник и всюду торжествует. Б о г - о т е ц (Христу) Доволен ты? Х р и с т о с Я рад, что знак креста Все новые народы побеждает. Хоть скромен я, но все-таки снедает Меня честолюбивая мечта И домогаться власти побуждает. Д е в а М а р и я Способствует немало слабый пол Победам сим. Он многих к нам привел, Восторги им суля за обращенье, Убийствам чужд, настойчив и лукав. В объятиях Клотильды побывав, Воспринял Хлодвиг таинство крещенья. И Англия сулит нам торжество: Влюбленных легковерно большинство. Вот красотой своей младая Берта Рассеяла сомненья Этельберта. Г а в р и и л Затем их сын взошел на отчий трон. Запретный плод срывает дерзко он, Сестру берет в супруги без стесненья. Б о г - о т е ц Какой разврат! Г а в р и и л Епископ принужден Бранить его за грех кровосмешенья: "Тебе придется жариться в аду!" "За пустяки? Тогда кропить довольно Меня водой; уж лучше вновь пойду К своим богам, чье сердце сердобольно". И он Христу молиться перестал, А вместе с ним народ забастовал. Но охладел король к супруге вскоре. К нему монах явился и сказал: "Меня господь сурово наказал За ваше маловерие, о горе!" "Возможно ли?" - "Увы, то не был сон. Пришел апостол Петр, вооружен Увесистой и суковатой палкой; Исколотил меня нещадно он. Вот синяки... Ужели вам не жалко? Я пострадал, зато господь отмщен". "А ты не врешь?" - "Сочтите все ушибы!" "Да, вижу я. Ну, в монастырь вернись И своему святому помолись: Пусть на меня не гневается, ибо От идолов я отрекусь опять, К обедне вновь начну ходить исправно". И весь народ за ним вернулся вспять. Б о г - о т е ц Как? Колотить монаха? Презабавно! Поведай, Петр; ужель твоей клюкой Был сей монах иэбит ночной порой? А п о с т о л П е т р Да, господи. Б о г - о т е ц Поступок нелогичный: Был виноват во всем король двуличный, Его и нужно было наказать, А не монаха. А п о с т о л П е т р Средство было смело, Однако же успех оно имело. Б о г - о т е ц Ну, ладно, ладно! В рай беднягу взять. Г а в р и и л Вот Карл Великий - чуть не прозевали! Творить умел он тоже чудеса Не хуже этих... Забрались в леса Саксонцы и креститься не желали: Их заблужденьям не было числа; Часть этого упрямого народа Он истребил за два или три года; Другая часть крестилась и легла К его стопам, их иногда кусая. С мечом в руках он воздвигает крест, И грабит, и сжигает все окрест, Всех непосильной данью облагая. Вот альбигойцы из соседних мест... В е с ь к л и р Убейте их! Искорените ересь! Г а в р и и л Раймонд, спасти их души вознамерясь (Хотя им всем погибнуть суждено), Боролся с Римом. Но уже давно, Согнувши выю, ставши на колени, У папских ног вымаливает он Прощение... Он папою прощен, Хотя его и разорила пеня. Испании отдельно честь воздам! Религия неумолимо-злая Особенно неистовствует там, Всеобщее вниманье привлекая. Там не спешит ревнитель веры в бой, С оружием идя навстречу смерти; Войны там не ведется никакой, Нет никаких опасностей, поверьте! Там убивать не любят второпях, Убийцы величавы и суровы. Вот собрались служители Христовы Двумя рядами, в длинных стихарях. Богатые жиды, а также мавры, Опять-таки богатые вельми, Еретики с их женами, детьми, Закованы, шагают под литавры. И палачи, блюдя церемоньял, Их на костры торжественно возводят. Поют Те Deum; на балконы всходят Король и свита, и гремит хорал. Ханжи из ближних делают жаркое, И смрад костров заменит фимиам... Б о г - о т е ц Принять ли поклонение такое? Х р и с т о с Ну, придираться нечего к друзьям, Которые в усердье слишком рьяны. Г а в р и и л От казней этих богатеет Рим; Всё новые, обширнейшие планы Лелеет он, тщеславием томим. Стремится европейские пределы Поработить, чтоб замки и уделы Навек к монахам перешли простым. Пришел из Палестины пилигрим; К местам святым зовет на поклоненье, Места святые славословит он; Их, дескать, взяли нехристи в полон, Места святые ждут освобожденья... На Азию Европа поднялась: Спешат в поход крестьяне, горожане, И дети их, и жены, и дворяне, Нашив на платье крест и помолясь. Охотно крест убийца нацепляет: Преступникам прощенье он дарит, От долга должника освобождает И все грехи заране отпускает; На небесах за теми, кто убит, Он теплое местечко закрепляет. Но крестоносцы по уши в долгах; К кому ж, как не к монахам, обратиться? И за гроши пронырливый монах Скупает все, непрочь и побожиться: "В накладе я, ей-ей, не в барышах!" Прощайте, родовые замки, башни, Угодия: леса, луга и пашни, Все без остатка церковь поглотит. О рыцари! Вам не нужны именья, Вас Азия обширная манит. Она по праву вам принадлежит: Провинцию получит во владенье Любой из тех, кто знатен, именит. Там офицеры станут королями, Солдаты станут графами, князьями! Бесстыдные блудницы и плуты, Фигляры, скоморохи и шуты Отважных рыцарей сопровождают. Идет молва о воинстве креста: Сменяют там обжорством дни поста, Хулу вслед за молитвой изрыгают, Евреев убивают, басурман, Для выкупа хватают христиан, Идут в собор, запачканные блудом, И на грабеж спешат от алтарей; Насилуют и женщин, и детей, Терзаемые похотью, как зудом. Йерусалим взят - новая резня... Б о г - о т е ц Вот зрелище! Глядите, как рыдают В одних сорочках женщины, стеня. Убийцы из окошек их кидают На улицу, где копья ожидают, И груды тел растут день ото дня. С в. К а р п Где ж видано, чтобы жидов жалели? С в. Г в е н о л и й Их заживо сжигают, в самом деле. Г а в р и и л Взгляните, как из чрева матерей Вырезывают маленьких детей. Д е в а М а р и я Вот ужас-то! Как это вы стерпели? Б о г - о т е ц Таков обычай набожных людей. Г а в р и и л Хватает деву юную злодей, И страсть свою бесстыдно утоляет, Затем кинжал ей в сердце погружает. Как, эту жертву богу предлагать? Замаранный и кровью, и развратом, Господень гроб идет освобождать. Х р и с т о с Я победил! Хоть и людьми, и златом Европа обеднела на века - Свободен гроб мой! Этим результатом Доволен я. Б о г - о т е ц Теперь нет уголка, Где б новые порядки не вводились: Эммаус, Кана сразу превратились В баронство или даже в майорат. Капернаум стал графством, говорят... Привет, привет, виконт Иерихонский, Князь Вифлеемский, герцог Елеонский! С в я т о й д у х О Магомет! Не спас ты басурман: Кто верх берет? Тиара, не тюрбан. Г а в р и и л И как еще! Она свои владенья Расширила, сумела сохранить, Сумела всю Европу расчленить, Посеяв в ней и смуты, и волненья, И над царями начала царить. Смиренный пастырь и служитель бога Владыкой стал, и у владыки много Детей внебрачных, фаворитов, шлюх... Их содержа, народ бранится вслух. Х р и с т о с Какой контраст! Я нищим был когда-то. Наместник мой живет весьма богато. С в. П е т р Хотя себя я сметливым считал, Давно меня преемник обогнал. Г а в р и и л Вот Александр, любивший сладострастно Родную дщерь. Чтоб ею обладать, Убил он зятя: "Сам себе я зять!" Б о г - о т е ц Да, папы страсть поистине ужасна. Г а в р и и л Но ко всему успел привыкнуть Рим. Соперничать два сына стали с ним. Д е в а М а р и я О грех какой! Б о г - о т е ц Хм... Вот как? Это ново. Г а в р и и л Брат-кардинал терпеть не мог другого (Тот - герцог был). И началась война: Взгляните-ка: брат брата отравляет, С отцом любовь сестрицы разделяет... Б о г - о т е ц Красива ли плутовка? Г а в р и и л Недурна. Священники, епископы, прелаты, Каноники, бельцы и чернецы Греховными желаньями объяты, Увидевши такие образцы. Х р и с т о с В чем, собственно, утехи их? Г а в р и и л Дворцы, Любовницы, алмазы и рубины, Игра, охота, статуи, картины, И скачки, и смазливые юнцы. Богатства их не мог бы сосчитать я; Но прихоти, да и наложниц платья Обходятся так дорого - беда! Безденежье их мучает всегда. Установить, однако, им нетрудно Мзду новую иль подать на грешок, И снова их наполнен кошелек. Приехав в Рим с мошной довольно скудной, Скупает там монах-иезуит И ладанки, и крестики, колечки, И отпущенья папские, и свечки; И грешникам, которых ад страшит, Втридорога перепродать спешит. Мошенничеством Лютер недоволен И голосит: "Торг этот недозволен!" О д и н и з е п и с к о п о в А, протестант? Убейте, черт возьми! Проклятье им! Г а в р и и л Упущен час, пойми. В е с ь к л и р Убейте все ж! Г а в р и и л Однако убивают Уж ряд веков; пора и честь бы знать. В е с ь к л и р Ведь надо ж победителями стать! Г а в р и и л Не удалось: Европой обладают, Помимо папы, Лютер и Кальвин. Д е в а М а р и я (Христу) Мы людям стоим дорого, мой сын! О д и н и з к а р д и н а л о в Одно меня немного утешает... Д р у г о й к а р д и н а л Ага! Варфоломеевская ночь? В е с ь к л и р О дивная! Г а в р и и л Еще вознаграждает Испанцев пыл: кровь проливать непрочь, Спешат они открыть для этой цели Америку: индейцы там доселе Не знают вас - какой великий грех! Х р и с т о с Крестите их. Г а в р и и л Уже убили всех. Во имя ваше льется кровь людская Повсюду, вплоть до самого Китая. Тот - убивает, этот - умирает... Все - в вашу честь, от края и до края. Д е в а М а р и я О, сколько жертв! Какая в том нужда? Как много крови пролито напрасно! Не лучше ли - со мною вы согласны? - Не делаться богами никогда? Б о г - о т е ц Философов читаете? Давно ли? Д у х с в я т о й Ошиблись вы. Нельзя давать им воли, Все это - наши ярые враги. Коль прояснятся у людей мозги - Мы задрожим при имени деистов; Вы знаете: их дерзкий нрав неистов. Х р и с т о с Ай-ай! Молчите! Д у х с в я т о й Всюду и везде Бог истинный, хотя его нигде Не увидать... Мы ж - выдумка людская, Мы - сказка, мы - побасенка пустая... Сомнение развеет нас, как дым. Х р и с т о с Долой сомненье, и неверье - с ним! Слепая вера разум уничтожит, Невежество власть нашу приумножит. Д у х с в я т о й И Библия. Б о г - о т е ц А ежели совсем Ложь с разумом соперничать не сможет - Что делать нам? Д у х с в я т о й Тогда вновь станем тем, Чем были мы, иль попросту - ничем. __________ Тебя, бога, [хвалим] (лат.).Оглавление Песнь девятая |